ru / en

Выставление Плащаницы в Якутске

По традиции Туринская плащаница представляет собой саван, куда Иосиф Аримафейский завернул тело Иисуса после его снятия с креста. Хранится она в соборе св. Иоанна Крестителя в Турине, Италия.   

В настоящее время во всем мире существует около 20 официальных фото копии Плащаницы.

Одна из таких копий из Турина находится в Католической церкви в Якутске, ул. Курашова 34/1.


Приглашаем посетить её с 2 до 26 апреля 2024г.

со вторника по субботу с 14:00 до 18:00,

в воскресенье с 12:00 до 15:00.

Информацию узнавать по телефону 8 824 170-33-46, о. Павел.

 2024 04

Интересные факты:

Специалисты в области судебной медицины утверждают, что тело находилось в гробнице

не более 36 часов, поскольку на Плащанице нет следов разлагания.

На этом изображении насчитали почти 600 ран и ушибов.

Венец имел форму шапки, полностью покрывающей всю голову. Хирурги насчитали 13 ран на лбу и 20 – в тыльной части головы, хотя их могло быть около 50 (не все оставили одинаковый след).

Подсчитано, что следов бича на теле было как минимум 120. Бичевание было страшным наказанием, которое иногда заканчивалось смертью избитого. Римский бич имел три ремня с металлическими окончаниями. При каждом ударе они вырывали кусочки тела.

Существовал обычай, чтобы бичевать тех, кто избежал смертной казни. После наказания бичом их отпускали на свободу. Сначала Пилат так и собирался поступить: Итак, наказав Его, отпущу (Лук. 23,16). Этим можно объяснить большое число ударов и жестокость, с какой избивали его римские солдаты. По следам на плащанице можно определить, что их было двое; тот, который стоял с правой стороны, был выше ростом и бил с особой силой и садизмом. Иисус стоял немного согнувшись, Его руки были привязаны к столбу. Ремни бичей обвивались вокруг тела, ранили не только спину, но и живот, грудную клетку, голени и бедра.

Глядя на следы ран на Плащанице, ученые приходят к выводу, что Иисус на своих плечах нес на место казни поперечную балку креста, называемую по-латыни patibulum, а Его руки были к ней привязаны. По всей вероятности, балка весила около 30 кг, ее длина равнялась 1,80 метров.

Спотыкаясь, падал лицом на землю, со всей силы ударяясь коленьями о камни, лежавшие на дороге. Ученые обнаружили на ткани Плащаницы следы ран лица, носа (на его кончике найдены перемешанные с кровью частицы земли и камешки) и коленей, особенно правого, причиной которых были падения.

На Плащанице видны раны от гвоздей на запястьях. Руки пробиты не в ладонях, а в запястьях, чтобы гвозди могли удержать тяжесть тела. А отпечатки стоп свидетельствуют, что их прибили к вертикальному столбу креста одним гвоздем. Левая ступня была сверху правой.

На Плащанице хорошо видны сложенные на животе руки. На запястье левой руки большой сгусток крови в форме буквы U. В этой части тела нет широких кровеносных сосудов, но здесь проходит срединный нерв, от которого зависят движения большого пальца руки. Если пробить этот нерв, большой палец согнется внутрь ладони, поэтому на плащанице мы видим только четыре пальца.

Анализируя рану на правом боку (ширина 1,5 см, длина 4,5 см), обильной кровотечение в полости плевры и скопившуюся там жидкость, ученые считают, что непосредственной причиной смерти был разрыв сердечной мышцы вследствие инфаркта, после чего кровь хлынула в околосердечную сумку и полость плевры. Внезапный разрыв околосердечной сумки из-за сильного напора крови повлек за собой очень сильную боль в области грудины.

Внезапная смерть в состоянии полного сознания и крайнее истощение ведет к сиюминутному трупному окоченению. Этим объясняется сильно вытянутая позиция тела на Плащанице.

Почти сразу после смерти кровь, хлынувшая в околосердечную сумку, разделилась на красные тела в ее нижней части, и в бесцветную плазму, оставшуюся в верхней части. Когда копье римского солдата пробило грудную клетку, тотчас вытекли сначала красные тела, а потом плазма, «кровь и вода», как написал св. Иоанн (19,34).



Хронология

355 – Святой Кирилл Иерусалимский упоминает в своих трудах о Плащанице

550 – Посланники Юстиниана Великого измеряют Плащаницу в Иерусалиме

670 – Аркульф, французский епископ, поклонялся Плащанице в Иерусалиме и описал ее. К этому времени относится создание мозарабских литургических текстов, в которых упоминается «Плащаница Господня».

1204 – Робер де Клари, который видел Плащаницу в Константинополе, подтверждает, что на Плащанице было изображение тела. Он утверждает, что после разорения города Плащаница исчезла.

1353 – Жофрей I Шарни воздвигает храм в Лири (Франция) и передает Плащаницу Коллегии каноников. Вероятно, храму доверено хранить святую Плащаницу. Начинаются показы Плащаницы.

1452 – Маргарита де Шарни уступает ее семье Савойя, положив, таким образом, конец многолетней религиозной борьбе и военным действиям.

1532 – пожар в часовне замка Шамбери, где хранилась Плащаница.

1578 – Эмануэль Филиберто, историограф Савойского дома, перевозит Плащаницу в Турин.

1694 – Плащаница помещена в капелле Гварини над Туринским собором.

1898 – Адвокат Секондо Пиа фотографирует ее в первый раз.

1931-1933 – Последние два публичных показа перед выставлением 1978 года. Выставление 1931 года в связи с бракосочетанием Умберто II. Выставление 1933 года – по случаю Юбилея Искупления.

1939 – Плащаница перевезена в аббатство Монтеверджине (Авеллино).

1946 – Кардинал Маурильо Фоссати перевозит Плащаницу в Турин.

1950 – В Турине и Риме происходит Первый Международный Конгресс исследователей Плащаницы.

1973 – Производится первый показ по телевидению.

1978 – с 27 августа по 8 октября состоялось самое длительное выставление. Группа ученых ПИТС (Проект Изучения Туринского Савана) исследует Плащаницу.

1983, март – После смерти Умберто Савойского Плащаница, согласно завещанию, передается в наследство Святому Престолу.

1988, 21 апреля – Взятие образцов для установления даты с помощью радиоуглеродного метода.

1988, 13 октября – Официальное сообщение кардинала Баллетореро о результатах опыта по датированию.

1993, 24 февраля – Перемещение Плащаницы из капеллы Гварини в собор (в связи с работами по реставрации капеллы)

1997, 12 апреля – Пожар разрушил только что отреставрированную капеллу Гварини. Плащаница спасена и помещена Хранителем, кардиналом Сальдарини, в секретное хранилище.

1998 – Демонстрация Плащаницы в Турине (с 18 апреля по 14 июня) с участием 24 мая Папы Римского Иоанна Павла II.

2000 – Торжественное выставление в Юбилейный год.

2010 – Торжественное выставление, визит Папы Бенедикта XVI (2 мая)


Плащаница в Евангелии

Все четверо евангелистов единогласно свидетельствуют о том, что тело Иисуса после его смерти было снято с креста, обернуто в ткань и положено в каменную гробницу. Матфей упоминает «чистую плащаницу» (Мф 27,59), Марк и Лука говорят, что Иосиф из Аримафеи «купил плащаницу» (Мк 15,46), а Иоанн, который лично присутствовал при смерти Иисуса и Его погребении, вспоминает, что тело Иисуса «обвили пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Иоан 19,40).


Неподтвержденная история Туринской Плащаницы

Первые упоминания о Плащанице в исторических источниках датируются 1349 годом. В это время Плащаницей владел французский граф Жоффрей де Шарни в городе Лири недалеко от Парижа. Плащаница была выставлена в его личной часовне. В 1453 году Плащаница перешла в собственность Людовика Савойского, который специально для нее построил в городе Шамбери часовню, известную сегодня как Сен Шапель (Шамбери). Папа Римский Сикст IV в 1464 году сообщил верующим, что считает Плащаницу ценной реликвией, и что в нее действительно было обернуто мертвое тело Иисуса Христа, которые оставило на ней таинственные отпечатки. То, что эта ценная реликвия попала в Турин, неосознанно способствовал св. Карл Борромео из Милана. После страшного мора в 1576 году пообещал, если мор прекратится, пойдет пешком в Шамбери (400 км от Милана), чтобы поклониться «Лику Господа». Чтобы уберечь кардинала от длительного путешествия, савойский король Эммануил Филлберт в 1578 втайне распорядился перенести реликвии в Турин, который в то время был столицей Савойского королевства. С тех пор Плащаница хранится в Туринском соборе.

Где же находилась Плащаница до 1349 года? Иудеи считали нечистым всё, что было связано с мертвыми, гробами и погребальными пеленами. К этим вещам не прикасались, не хранили их, чтобы не «оскверниться». Этим объясняется то, что не имеем никаких свидетельств об отношениях к Плащанице с ранних времен. Правдоподобно то, что христиане, избавившись от страха к «ритуальному осквернению», начали почитать Плащаницу и заботливо хранить ее. Первый церковный историк Евсевий вспоминает, что за два года до разрушения Иерусалима, а значит в 67 г. н.э., некий христианин перенес «ценные предметы» в Сирию. Позже Папа Римский Сильвестр I (314-335) на Никейском соборе распорядился, чтобы Святая Месса совершалась на алтаре, покрытом чистым льняным полотном, освященном епископом, соотносил с чистой плащаницей, в которую было обернуто мертвое тело Христа. Существует также исторический факт, что в 544 году в г. Эдес (в настоящее время – г. Урфа в Турции) сохранился особенное изображение «несотворенное рукой человека». Многие ученые соотносят эту информацию с Туринской Плащаницей. Св. Иоанн Дамаскский (ум. в 749 г.) упоминает эту плащаницу, защищая святые иконы. Литургия мозарабского обряда 9 века содержит в текстах на субботу после Пасхи такие слова: «Петр видел свежие отпечатки на плащанице умершего, который воскрес из мертвых». Соответственно, из многих источников становится понятным, что с 944 года плащаница находилась в Константинополе, где специально для нее построили часовню, недалеко царского дворца. В 1147 году во время визита в Константинополь, плащаницу почтил король Людовик VII. Но в 1204 году Константинополь взяли крестоносцы. С тех пор и до 1353 года, когда Плащаница уже появилась в Лири недалеко от Парижа, упоминания о ней отсутствуют.




НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ ПЛАЩАНИЦЫ

(проф. Пьерлуиджи Байма Боллоне)


Что такое Плащаница

Научные исследования, без каких-либо справедливых сомнений, доказывают, что Плащаница – древний погребальный саван, в который был обернут человек высокого роста, гармоничного телосложения, с антропологическими признаками семитской группы. При жизни он перенес множественные травматические повреждения, совпадающие со Страстями Христа (этому соответствуют следы крови, вытекшей при жизни), умер, причем, анатомическо-клинические особенности окоченения указывают на распятие. После смерти получил колюще-режущее ранение в левую половину грудной клетки, из широкой раны вытекла трупная кровь.

Специальные исследования ведутся более века, дано заключение, что речь идет о репродукции на ткани, физический феномен которой по сей день не известен; так как анатомические подробности мертвого тела были запечатлены без какого-либо искусственного вмешательства, без использования художественных приемов, красителей, термического и т.п. воздействия. Следы крови указывают на непосредственный контакт с мертвым телом и предшествуют появлению изображений, поскольку изображения проявляются в соответствии с кровавыми разводами. Неизвестно, были ли изображения видны сразу или проявились со временем или даже через несколько веков после погребения. До сих пор не описано ни одного похожего случая. До сих пор экспериментально не удалось изготовить вторую Плащаницу.

Существует не менее шестидесяти живописных и около двацати фотографических копий оригинала.


Исторические сведения

В 691-692 г. н.э. византийский император Юстиниан II, последний представитель Ираклийской династии, созвал Пято-шестой Собор (т.е., между Пятым и Шестым), известный как Трулльский, поскольку проходил в зале со сводами, т.н. труллами Большого Императорского дворца в Константинополе. Были приняты 102 дисциплинарных канона Церкви. 82-й канон разрешает изображать Иисуса в виде человека, везде, кроме пола, чтобы избежать попрания образа. При этом должна быть очевидна глубина смирения воплотившегося Бога и вспоминаться земная жизнь, страсти и смерть вплоть до искупления мира. Одновременно он распорядился отчеканить золотые, серебряные и бронзовые монеты, с образцом Лика. На ряде монет воспроизведен Лик с Плащаницы. Сравнения с помощью новейших электронных технологий выявили огромное сходство монет с Плащаницей, следовательно, уже в эпоху Пято-шестого Собора Плащаница была известна.

Обратите внимание на то, с Плащаницей не связано никакого конкретного исторически доказанного события, не считая серии легенд, мифов, интерпретаций и упоминаний разного происхождения, характера и достоверности, согласно которым, с 944 г. она находилась в Константинополе, в 1204-1205 г. в Афинах, а потом – неизвестно где. Теории о ее появлении в Европе поистине «обнадеживают». Ясно, что о ней ничего не знали, иначе выдающиеся исторические деятели, например, Карл Великий или Людовик IX, обязательно воспользовались бы возможностью завладеть ею.

Плащаница вновь появляется в Европе в 1353 г., через столетие, 22 марта 1453 г. оказывается в почетном владении у герцога Людовика II Савойского. Тот перевез ее в Женеву, до 1983 г., когда король Умберто II передал ее в наследие Верховному Понтифику Католической Церкви, Плащаница находилась в исключительной собственности Савойской династии, и никто не мог ее видеть.


Научное исследование

Понятно, что столь длительная история молчания может проясниться только благодаря научным исследованиям, к настоящему времени многое установлено, перечислим основные результаты:


А) Качество льна, направление уточной нити, тип ткачества, внутренние вкрапления, наличие двойной строчки по всему широкому краю и двух кромок соответствует гипотезе, что ткань была соткана в Иудее в эпоху, совпадающую со временем Страстей и смерти Иисуса в 30 г. н.э.

Б) Плащаница имеет качества погребального савана, по-видимому, конца эпохи Второго Храма, как сказано ранее, в нее был обернуто мертвое тело 30-40-летнего мужчины высокого роста, худого, спортивного сложения, с этнографическими признаками семитской группы.

В) На ней обнаружена кровь, пролитая при жизни вследствие множественных повреждений, совпадающих с повествованием 4 канонических Евангелий и предлагающих элементы, полезные для интерпретации евангельского текста. Также обнаружена трупная кровь, выделившаяся после смерти.

Г) Совокупность имеющихся в распоряжении элементов указывает на то, что смерть наступила вследствие очень болезненной терминальной ишемии сердца, из-за которой у обезвоженного, ослабленного и испытывающего стресс от множественных травматических повреждений распятого субъекта наступило механическое удушье.

Д) Возможно – однако, это обсуждается и не подтверждено – что на веках слева и на противоположной правой брови остались следы 2 монеток, отчеканенных Понтием Пилатом в 16-й год правления императора Тиберия (30 г. н.э., соответственно).

Е) На Плащанице обнаружена пыльца растений, зацветающих одновременно весной только в Иудее, а остальные виды пыльцы соответствуют предполагаемому по традиции пути Плащаницы: Иудея – Анатолия – Константинополь – Европа.


Радиоуглеродный анализ С14

На первый план выходит результат датировки с помощью радиоизотопа C14, проведенный в 1988 г. без участия кого-либо из ученых, изучающих Плащаницу, в связи с чем исследование можно считать неполным; по результатам, объявленным с очень большой вероятностью достоверными, радиоуглеродный возраст Плащаницы – не ранее 1260 года и не позже 1390-го.

В связи с этим нужно немного объяснить суть метода С14, часто используемого и в моей профессии криминолога при смешении частиц земли для отделения исторических останков от останков, интересующих следствие. С этой целью используется метод, разработанный примерно в 1950 г. Уиллардом Ф. Либби, благодаря которой можно датировать останки за последние 30 тысячелетий. Благодаря этому методу, во второй половине прошлого столетия человек впервые смог подсчитать свое прошлое в диапазоне тысячи поколений. Этим объясняется присвоение Либби Нобелевской премии в 1960 г. и существование в мире более 100 лабораторий, занимающихся исключительно исследованиями С14.

Соотношение радиоактивного углерода и нерадиоактивной двуокиси углерода в воздухе в разные эпохи остается постоянным. Смесь поглощают растения, растениями питаются травоядные животные, тех съедают хищники, поэтому в тканях всех живых организмов присутствуют оба изотопа углерода. Но с биологической смертью поглощение углерода прекращается. С этого момента пропорция радиоактивных изотопов фиксируется и постепенно изменяется по мере уменьшения содержания С14. Подсчет, изначально проводившийся как подсчет единиц распада пропорциональными счетчиками или осциллографами за последние годы проводится точнее. Сегодня возможно непосредственно выявить количество атомов С14, изолировав их сначала с помощью спектрометра масс, а затем обработать в ускорителе частиц, на выходе из которого возможен точный подсчет.

Сам Либби просил разрешить датировать Плащаницу методом С14, но в то время опыт привел бы к разрушению большого участка ткани. С годами была разработана техника магнитной альфа-спектрометрии в ускорителе частиц, позволяющая работать с образцом в несколько граммов.

В 1988 г. три лаборатории, занимающиеся подобными исследованиями (Таксонская, Оксфордская и Цюрихская) получили разрешение на изъятие фрагмента Плащаницы для радиодатировки, результат исследований уже мною озвучен: период с 1260 по 1390 г. н.э. Нужно сказать, что образец был взят только с одного края, что один из результатов выбился из шкалы, что впервые использовался способ подсчета, который ни до (если не учитывать эксперимента, проведенного для получения разрешения датировать Плащаницу), ни после не использовался.

Результат (1260/1390 н.э.) неприемлем и потому, что противоречит более ранним художественным репродукциям. Даже если мы забудем про монеты Юстиниана II, существуют другие упоминания о том, что погребальный саван Иисуса был известен на окраине Византийской Империи еще в XI в. н. э. Не говоря о том, что по результатам анализа С14, проведенного на неофициальном образце (т.е., не гарантирующем подлинность), свойства одной нити в разных фрагментах разные, то есть, этот метод неприемлем для работы с льняными нитями Плащаницы, а результаты притянуты к датировке на основании истории.


Научное исследование

Перечислим некоторые результаты касающиеся исследования материи Плащаницы:

А) Качество льна, направление уточной нити, тип ткачества, внутренние вкрапления, наличие двойной строчки по всему широкому краю и двух кромок соответствует гипотезе, что ткань была соткана в Иудее в эпоху, совпадающую со временем Страстей и смерти Иисуса в 30 г. н.э.

Б) На Плащанице обнаружена пыльца растений, зацветающих одновременно весной только в Иудее, а остальные виды пыльцы соответствуют предполагаемому по традиции пути Плащаницы: Иудея – Анатолия – Константинополь – Европа.

В Париже ученый-анатом П. Виньон с помощью коллег из Сорбонны изучил фотографии, сделанные С. Пиа. 21.04.1902 года профессор анатомии академик И. Делаж от имени коллег сообщил на заседании Французской академии наук о выводах, сделанных относительно Туринской плащаницы:

1. изображение на ней не может быть нарисованным, так как не обнаружено на ней ни мазков кисти, ни красящих веществ; напротив, изображение было образовано посредством пятен, полностью абсорбированных тканью; никакой средневековый мастер не мог нарисовать негативное изображение или учесть анатомические детали, заметные на изображении;

2. изображение есть отпечаток мертвого человеческого тела; имеются отпечатки подлинных ран; изображения на плащанице свидетельствуют об окоченении тела, наступающем после смерти (так называемый rigor mortis);

3. человек, изображенный на туринской плащанице – Иисус Христос: это утверждение основывается на полном совпадении сведений, полученных в результате анализа изображений, со сведениями, содержащимися в евангельских повествованиях о Страстях Христовых.


Радиоуглеродный метод

21 апреля 1988 года было произведено взятие образцов ткани плащаницы для установления даты с помощью радиоуглеродного метода. Размер образца 10х70мм., располагался в одном из сгибов Плащаницы. Образец был отправлен на анализ в три лаборатории, которые использовали на тот момент ускорители со спектрометрами массы – Оксфорд, Цюрих, Туксон.

13 октября 1988 года произошло официальное заявление кардинала Баллестреро о результатах опыта по датированию. Из сообщения Папского хранителя Святой Реликвии следовало, что радиоуглеродный метод позволяет определить время создания знаменитого льняного полотна, носящего следы тела, распятого в промежутке между 1260 и 1390 годами.

Некоторые замечания относительно датирования Плащаницы при помощи радиоуглеродного метода:

1. Химическая составляющая основы льняных тканей – целлюлоза, которая является очень активным биополимером. Поэтому при взаимодействии с окружающей средой могут происходить разнообразные химические или физические процессы, в результате которых могут произойти изменения структуры самой целлюлозы, что может влиять на результаты данного исследования.

2. Факт «омоложения» Плащаницы также может быть связан с тем, что во время пожара ( до взятия образцов Плащаница претерпела минимально один пожар – в 1532 году в Шамбери) произошла карбонизация целлюлозы.

3. Известно, что живущие в окружающей среде одноклеточные организмы: бактерии, водоросли, грибы – могут активно влиять на модификацию структуры целлюлозы. Наружный слой стенки микробной клетки может передавать углеродосодержащиеся группы целлюлозе тканей. Таким образом, находящиеся в окружающей среде микроорганизмы могут увеличить содержание углерода в целлюлозе, а значит, и во льне, чем собственно и «омолодить» ее при методе радиоуглеродного анализа.

4. Изготовление льняной пряжи из стеблей растения является изоляцией и очисткой целлюлозы, и, таким образом, изготовление связано с обогащением тканей углеродом – по причине внутреннего биофракционирования. Техника датирования углеродным методом в 1988 году не учитывала внутреннего фракционирования изотопов, а учитывала только внешнее, что собственно является недостаточным для правильной датировки.

Поскольку ни одно из этих замечаний не было учтено в ходе анализа 1988 года, можно сделать вывод, что Плащаницу сочли более «молодой», чем она есть на самом деле.


Медицинские и патологические исследования

Байма-Боллоне проводивший в 1981-1982 гг. исследование крови, показал, что на Плащанице кровь человека и установил группу АВ. При этом следует заметить, что речь идет о редко встречающейся группе (только в 5% случаев). Изучение процессов свертывания крови показало, что труп был завернут в Плащаницу не позже чем через 2,5 часа после смерти. Специалисты в области судебной медицины утверждают, что тело находилось в гробнице не более 36 часов, поскольку на Плащанице нет следов разлагания.

На этом изображении насчитали почти 600 ран и ушибов.

Венец имел форму шапки, полностью покрывающей всю голову. Хирурги насчитали 13 ран на лбу и 20 – в тыльной части головы, хотя их могло быть около 50 (не все оставили одинаковый след). Наконец, мы находим следы более характерные (которые устанавливают сходство изображения с телом Иисуса). Они состоят из бесчисленных ран на коже головы, которые могли быть нанесены колпаком с острыми шипами.

Подсчитано, что следов бича на теле было как минимум 120. Бичевание было страшным наказанием, которое иногда заканчивалось смертью избитого. Римский бич имел три ремня с металлическими окончаниями. При каждом ударе они вырывали кусочки тела.

Существовал обычай, чтобы бичевать тех, кто избежал смертной казни. После наказания бичом их отпускали на свободу. Сначала Пилат так и собирался поступить: Итак, наказав Его, отпущу (Лук. 23,16). Этим можно объяснить большое число ударов и жестокость, с какой избивали его римские солдаты. По следам на плащанице можно определить, что их было двое; тот, который стоял с правой стороны, был выше ростом и бил с особой силой и садизмом. Иисус стоял немного согнувшись, Его руки были привязаны к столбу. Ремни бичей обвивались вокруг тела, ранили не только спину, но и живот, грудную клетку, голени и бедра.

Глядя на следы ран на Плащанице, ученые приходят к выводу, что Иисус на своих плечах нес на место казни поперечную балку креста, называемую по-латыни patibulum, а Его руки были к ней привязаны. По всей вероятности, балка весила около 30 кг, ее длина равнялась 1,80 метров.

На лице видны следы побоев и отеки, один из которых почти деформировал правый глаз, другой указывает на то, что, возможно, была перебита переносица. Видно также, что часть бороды вырвана. Спотыкаясь, падал лицом на землю, со всей силы ударяясь коленьями о камни, лежавшие на дороге. Ученые обнаружили на ткани Плащаницы следы ран лица, носа (на его кончике найдены перемешанные с кровью частицы земли и камешки) и коленей, особенно правого, причиной которых были падения.

На Плащанице видны раны от гвоздей на запястьях. Руки пробиты не в ладонях, а в запястьях, чтобы гвозди могли удержать тяжесть тела. А отпечатки стоп свидетельствуют, что их прибили к вертикальному столбу креста одним гвоздем. Левая ступня была сверху правой.

На Плащанице хорошо видны сложенные на животе руки. На запястье левой руки большой сгусток крови в форме буквы U. В этой части тела нет широких кровеносных сосудов, но здесь проходит срединный нерв, от которого зависят движения большого пальца руки. Если пробить этот нерв, большой палец согнется внутрь ладони, поэтому на плащанице мы видим только четыре пальца.

Анализируя рану на правом боку (ширина 1,5 см, длина 4,5 см), обильной кровотечение в полости плевры и скопившуюся там жидкость, ученые считают, что непосредственной причиной смерти был разрыв сердечной мышцы вследствие инфаркта, после чего кровь хлынула в околосердечную сумку и полость плевры. Внезапный разрыв околосердечной сумки из-за сильного напора крови повлек за собой очень сильную боль в области грудины.

Внезапная смерть в состоянии полного сознания и крайнее истощение ведет к сиюминутному трупному окоченению. Этим объясняется сильно вытянутая позиция тела на Плащанице.

Почти сразу после смерти кровь, хлынувшая в околосердечную сумку, разделилась на красные тела в ее нижней части, и в бесцветную плазму, оставшуюся в верхней части. Когда копье римского солдата пробило грудную клетку, тотчас вытекли сначала красные тела, а потом плазма, «кровь и вода», как написал св. Иоанн (19,34).


Плащаница в Евангелии

Все четверо евангелистов единогласно свидетельствуют о том, что тело Иисуса после его смерти было снято с креста, обернуто в ткань и положено в каменную гробницу. Матфей упоминает «чистую плащаницу» (Мф 27,59), Марк и Лука говорят, что Иосиф из Аримафеи «купил плащаницу» (Мк 15,46), а Иоанн, который лично присутствовал при смерти Иисуса и Его погребении, вспоминает, что тело Иисуса «обвили пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Иоан 19,40).


Первые упоминания о Плащанице в исторических источниках датируются 1349 годом. Она хранилась во Франции. То, что эта ценная реликвия попала в Турин, неосознанно способствовал св. Карл Борромео из Милана. После страшного мора в 1576 году пообещал, если мор прекратится, пойдет пешком в Шамбери (400 км от Милана), чтобы поклониться «Лику Господа». Чтобы уберечь кардинала от длительного путешествия, савойский король Эммануил Филлберт в 1578 втайне распорядился перенести реликвии в Турин, который в то время был столицей Савойского королевства. С тех пор Плащаница хранится в Туринском соборе.

На Плащанице изображен мужчина с бородой. Волосы длинные, сзади образуют пучок, как бы от растрепанной косицы. Рост примерно 1,78 м. Передняя и задняя проекции тела на отпечатке совпадают. Возраст – около 30-35 лет, вес – примерно 79 кг, сложение пропорциональное, мускулистое, лицо еврейского или семитского типа.

Различные следы на теле свидетельствуют о насильственной смерти. С точки зрения медицины и анатомии можно корректным образом идентифицировать раны, описываемые в Евангелии – те, что были нанесены Христу. На изображении видны также синяки и ссадины. Брюшная полость вздута, что указывает на смерть от удушья, как обычно бывает при распятии.

На теле есть признаки «окоченения трупа», но нет признаков разложения. Среди множества ран разной степени тяжести, покрывавших все тело.

Напомним, что ступни были сложены так, чтобы можно было пробить их одним гвоздем, прибитым к вертикальному столбу (stipis), для того, чтобы вес был сконцентрирован и ноги могли поддерживать тело. Запястья были пробиты гвоздями к горизонтальной планке (patibulum), что позволяло телу принимать на кресте две позиции – напряжения и расслабления – для произведения вдоха и выдоха. Когда это становилось невозможным, наступала смерть от удушья, поэтому, чтобы ускорить смерть, наносили так называемый crurifragium – перебивали кости ног, после чего телу было невозможно напрячь колени и удерживать собственный вес.

У человека, изображенного на Плащанице, ноги не были раздроблены, поскольку он уже умер. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится (Св. Евангелие от Иоанна 19:36). Евангелист Иоанн говорит о жажде, о последних словах Христа и драматически описывает Его конец: «И, преклонив главу, предал дух».


Научное исследование

Перечислим некоторые результаты касающиеся исследования материи Плащаницы:

А) Качество льна, направление уточной нити, тип ткачества, внутренние вкрапления, наличие двойной строчки по всему широкому краю и двух кромок соответствует гипотезе, что ткань была соткана в Иудее в эпоху, совпадающую со временем Страстей и смерти Иисуса в 30 г. н.э.

Б) На Плащанице обнаружена пыльца растений, зацветающих одновременно весной только в Иудее, а остальные виды пыльцы соответствуют предполагаемому по традиции пути Плащаницы: Иудея – Анатолия – Константинополь – Европа.

В Париже ученый-анатом П. Виньон с помощью коллег из Сорбонны изучил фотографии, сделанные С. Пиа. 21.04.1902 года профессор анатомии академик И. Делаж от имени коллег сообщил на заседании Французской академии наук о выводах, сделанных относительно Туринской плащаницы:

1. изображение на ней не может быть нарисованным, так как не обнаружено на ней ни мазков кисти, ни красящих веществ; напротив, изображение было образовано посредством пятен, полностью абсорбированных тканью; никакой средневековый мастер не мог нарисовать негативное изображение или учесть анатомические детали, заметные на изображении;

2. изображение есть отпечаток мертвого человеческого тела; имеются отпечатки подлинных ран; изображения на плащанице свидетельствуют об окоченении тела, наступающем после смерти (так называемый rigor mortis);

3. человек, изображенный на туринской плащанице – Иисус Христос: это утверждение основывается на полном совпадении сведений, полученных в результате анализа изображений, со сведениями, содержащимися в евангельских повествованиях о Страстях Христовых.


Духовный аспект

Плащаницу можно назвать немощным, слабым, смиренным средством возвещения Евангелия. И одновременно – экспрессивным, действенным, требовательным. Немощное и слабое – потому что до сих пор не сказано последнее слово о том, откуда полотно, когда было создано, каким именно образом, и пока нужно относиться к ней так, не упорствуя, Господь пока в наше распоряжение не предоставил окончательные результаты, мы ждем того дня, когда все тайное станет явным.

Плащаница не имеет сакраментальной действительности Таинств, образ на ней лишь напоминает нам о «теле, данном ради вашего спасения», о «крови, пролитой за многих». И тем более, Плащаница не необходимое средство для спасения: многие ее игнорируют, еще более многие о ней никогда не слышали, однако вера и стремление ответить на призыв Христа у них не ослабели. Многие братья-христиане – как в нашей Церкви, так и в других конфессиях – не считают, что Плащаница поможет им в укреплении веры. Трудно согласиться с нищетой Плащаницы, символом ожидания, с могильным безмолвием. Плащаница напоминает нам о том, что Спаситель «был погребен» (1 Кор 15,4).

Специальные исследования ведутся более века, дано заключение, что речь идет о репродукции на ткани, физический феномен которой по сей день не известен; так как анатомические подробности мертвого тела были запечатлены без какого-либо искусственного вмешательства, без использования художественных приемов, красителей, термического и т.п. воздействия. Следы крови указывают на непосредственный контакт с мертвым телом и предшествуют появлению изображений, поскольку изображения проявляются в соответствии с кровавыми разводами. Неизвестно, были ли изображения видны сразу или проявились со временем или даже через несколько веков после погребения. До сих пор не описано ни одного похожего случая. До сих пор экспериментально не удалось изготовить вторую Плащаницу.

Плащанице не нужны ни ложь, ни подтасовки с нашей стороны.

S1

Из журнала "Любите друг друга", О. М. Петровский SChr:


ДО КОНЦА ВОЗЛЮБИЛ ИХ…

Иисус Христос оставил нам потрясающую картину своих страданий на Туринской плащанице, саване, в который Его тело завернули, сняв с креста. Специалисты в области судебной медицины утверждают, что тело находилось в гробнице не более 36 часов, поскольку на Плащанице нет следов разлагания.

Туринская плащаница – красноречивый свидетель невообразимых страданий Иисуса Христа, осужденного на смерть. Так мучился и страдал Бог, который стал Человеком, чтобы избавить нас от рабства греха и вечной смерти. Мы все из-за наших грехов стали причиной ран и смерти Спасителя. Его страдания стали в то же время источником нашего спасения, привели к тому, что если человек полностью доверится Иисусу и отдаст (пожертвует) Ему свои собственные страдания, то они станут дорогой к спасению души, и будут способствовать спасению других.

Отпечаток замученного тела на полотне помогает нам осознать, насколько глубоко любит Бог каждого из нас. Он действительно возлюбил до конца (Иоан. 13,1). Его тело, изображение которого остался на Плащанице, уже застыло в смертной сне. На этом изображении насчитали почти 600 ран и ушибов. Господь хотел бы, чтобы мы стремились познать Его любовь, размышляя о Его страданиях: «Часто размышляй над Моим страданием, которое Я перенес ради тебя (…). Больше всего ты Мне нравишься, когда страдаешь над Моим Крестным Страданием» (Дневник св. Фаустины Ковальской, 1512).

ЛИЦО ИИСУСА

Несмотря на раны, отеки, опухоль, сломанный палкой нос, Лик Распятого пленяет глубиной Божественности, излучает Божественный Покой. В волосах и на лбу видны сгустки крови от колотых ран. Усы и борода окровавлены. Есть следы волос, вырванных вместе с кожей. В Евангелии мы читаем: И били Его по голове тростью, и плевали на Него (Мар. 15,1(), и били его по ланитам (Иоан. 19,3). Так евреи относились к богохульникам, а Иисуса обвинили именно в богохульстве за то, что Он считал себя Богом. Но Христос действительно был Богом, и все пытки и унижения перенес, потому что знал, что они ведут к победе над страданием и смертью.

ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ

И воины, сплетши венец из терния, возложили Ему на голову (Иоан. 19,2). Такую пытку придумали специально для Иисуса. Ни в одном историческом источнике не говорится ни о ком другом, над кем издевались бы подобным образом.

На изображении с Плащаницы множество следов от крови, вытекшей из ран на голове, которые сливаются в пятна, отпечатавшиеся в позитиве. Их причиной было пробитие головных кровеносных сосудов колючками тернового венца. Венец имел форму шапки, полностью покрывающей всю голову. Хирурги насчитали 13 ран на лбу и 20 – в тыльной части головы, хотя их могло быть около 50 (не все оставили одинаковый след). Поскольку на голове под кожей находится сеть нервов и кровеносных сосудов, терновый венец был причиной ужасной боли и обильного кровотечения.

«Если принять во внимание, что на коже головы на одном квадратном сантиметре находится более 140 чувствительных к боли мест, то можно себе представить, как велико было страдание Христа во время трагической коронации», - так написал Л. Коппини, директор Института Анатомии Болонского Университета. Научные исследования подтвердили соответствие ран, из которых вытекла кровь, с анатомией малых вен и артерий, находящихся на голове. Это очередное доказательство подлинности Плащаницы, т.к. человеческая кровеносная система была изучена и описана только в 1593 году.

БИЧЕВАНИЕ

Перед казнью Иисуса жестоко бичевали, судя по следам, по нагому тему, на котором остались следы от ударов римским бичом, flagrum. Подсчитано, что следов бича на теле было как минимум 120. Бичевание было страшным наказанием, которое иногда заканчивалось смертью избитого. Римский бич имел три ремня с металлическими окончаниями. При каждом ударе они вырывали кусочки тела.

Существовал обычай, чтобы бичевать тех, кто избежал смертной казни. После наказания бичом их отпускали на свободу. Сначала Пилат так и собирался поступить: Итак, наказав Его, отпущу (Лук. 23,16). Этим можно объяснить большое число ударов и жестокость, с какой избивали его римские солдаты. По следам на плащанице можно определить, что их было двое; тот, который стоял с правой стороны, был выше ростом и бил с особой силой и садизмом. Иисус стоял немного согнувшись, Его руки были привязаны к столбу. Ремни бичей обвивались вокруг тела, ранили не только спину, но и живот, грудную клетку, голени и бедра.

КРЕСТНАЯ ДОРОГА

Глядя на следы ран на Плащанице, ученые приходят к выводу, что Иисус на своих плечах нес на место казни поперечную балку креста, называемую по-латыни patibulum, а Его руки были к ней привязаны. По всей вероятности, балка весила около 30 кг, ее длина равнялась 1,80 метров.

Обессилевший после жестокого бичевания, Иисус с трудом шел на распятие. Ему нужно было пройти около полтора километра. Спотыкаясь, падал лицом на землю, со всей силы ударяясь коленьями о камни, лежавшие на дороге. Ученые обнаружили на ткани Плащаницы следы ран лица, носа ( на его кончике найдены перемешанные с кровью частицы земли и камешки) и коленей, особенно правого, причиной которых были падения. Из Библии нам известно, что Иисус не мог дальше нести креста, поэтому римляне заставили Симона Киринеянина помочь Ему (Лук. 23,26).

РАСПЯТИЕ

Распятие было самой жестокой и позорной казнью изо всех, какие существовали во времена Иисуса Христа. На Плащанице видны раны от гвоздей на запястьях. Руки пробиты не в ладонях, а в запястьях, чтобы гвозди могли удержать тяжесть тела. А отпечатки стоп свидетельствуют, что их прибили к вертикальному столбу креста одним гвоздем. Левая ступня была сверху правой.

На Плащанице хорошо видны сложенные на животе руки. На запястье левой руки большой сгусток крови в форме буквы U. В этой части тела нет широких кровеносных сосудов, но здесь проходит срединный нерв, от которого зависят движения большого пальца руки. Если пробить этот нерв, большой палец согнется внутрь ладони, поэтому на плащанице мы видим только четыре пальца.

Кровь, вытекшая на запястьях, ручейками текла вдоль рук и плеч. Вися на кресте, в длительной агонии, Иисус пытался приподнять тело на своих искалеченных руках, чтобы набрать воздуха. И опадал обессиленный. И так в течение трех часов, на пробитых гвоздями руках и ногах, Он поднимался все чаще и чаще, пока смерть не прекратила эту нечеловеческую пытку.

РАЗРЫВ СЕРДЦА

Анализируя рану на правом боку (ширина 1,5 см, длина 4,5 см), обильной кровотечение в полости плевры и скопившуюся там жидкость, ученые считают, что непосредственной причиной смерти был разрыв сердечной мышцы вследствие инфаркта, после чего кровь хлынула в околосердечную сумку и полость плевры. Внезапный разрыв околосердечной сумки из-за сильного напора крови повлек за собой очень сильную боль в области грудины. Раздался крик и Иисус умер: Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух (Мф. 27,50). Внезапная смерть в состоянии полного сознания и крайнее истощение ведет к сиюминутному трупному окоченению. Этим объясняется сильно вытянутая позиция тела на Плащанице.

ПРОБИТОЕ СЕРДЦЕ СПАСИТЕЛЯ1

Почти сразу после смерти кровь, хлынувшая в околосердечную сумку, разделилась на красные тела в ее нижней части, и в бесцветную плазму, оставшуюся в верхней части. Когда копье римского солдата пробило грудную клетку, тотчас вытекли сначала красные тела, а потом плазма, «кровь и вода», как написал св. Иоанн (19,34).

Пробитое сердце Спасителя – это знак огромной Божьей любви. Он, безвинный Человек и Бог, который никогда ни в чем не согрешил, испытал на себе все ужасы последствий греховной жизни. «Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни; а мы думали, что Он поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъявлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53,4-5).

В этом испытании грехом и смертью Иисус был во всем послушен Отцу. Благодаря послушанию Он победил грех и смерть. Страдания Иисуса проникают повсюду, где царит разрушающая сила греха, и всюду побеждают ее сыновней любовью и послушанием Отцу. Иисус Христос предлагает каждому из нас принять участие в этой победе. Чтобы почувствовать и понять таинство прощения грехов, человек должен дать свое согласие, довериться Иисусу, открыть свое сердце для бесконечного Божьего Милосердия, прийти в исповедальню и признаться в совершенных грехах. Отпечаток изувеченного тела на Плащанице призывает нас, чтобы принять твердое решение отречься от каждого греха в таинстве покаяния и уже всегда пребывать в освящающей благодати, избегая грехов и поддерживая единство с Богом. Благодаря Иисусу, в жизни человека нет безнадежных ситуаций. Если мы падаем в грехах, Он не покидает нас, Он поднимает нас и освобождает от греха. Мы можем и должны довериться Ему, чтобы избавиться от грехов и достичь вечной жизни.

«О мой Иисус, как легко можно освятить себя, - пишет св. Фаустина, - нужно только немного доброй воли. Если Иисус заметит в душе эту частицу доброй воли, Он поспешит одарить душу, и ничто Его не сможет удержать – ни ошибки, ни падения, и вообще ничто. Иисус спешит этой душе помочь, и если душа верна этой Божией благодати, то за очень короткое время душа может достичь наивысшей святости, которой только может достичь создание здесь, на земле. Бог очень щедр и никому не отказывает в Своей милости – Он дает больше, чем мы его просим» (Дневник св. Фаустины Ковальской, 291).




Из католической енциклопедии:

ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА – кусок древней льняной ткани, хранящийся в Турине (Италия) с 1578 и почитается многими христианами как погребальный саван Иисуса Христа.

Размеры плащаницы составляют 436х110 цм, ее вес – ок. 2,45 кг. На ткани плащаницы – два изображения одного и того же человеческого тела: вид спереди и вид сзади. Длина каждого из изображений – ок. 180 см .

ИСТОРИЯ ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ

Отсутствие надежных свидетельств о плащаницедо XIV в. вызывает у ряда исследователей сомнение в ее подлинности. Первые документальные свидетельства о плащанице восходят к 1355. В 1355-1418 она находилась в г. Лирей (Франция), где ею владело семейство графов де Шарни. В 1453 плащаница была завещана Маргаритой де Шарни королевскому дому Савойи, после чего находилась в Шамбери, где была серьезно повреждена во время пожара 1532 г. в 1578 была перенесена в Турин, где и хранится до наст. времени. 11.04.1997 в туринском кафедральном соборе произошел пожар, но плащаница была спасена благодаря находчивости и самоотверженности итальянского пожарного Марио Трематоре, который разбил молотком пуленепробиваемое стекло – реликвария и вынес плащаницу из горящего здания собора.

Сторонники подлинности плащаницы выдвигают гипотезу, что реликвия до 1204 года находилась в Константинополе, откуда была вывезена участниками IV крестового похода, а с 1204 по 1314 была собственностью Ордена тамплиеров. Исторически достоверно, что после упразднения ордена, реликвия оказалась во владении семейства де Шарни, связанного родственными узами с рыцарем-тамплиером Жофре де Шарни, сожженным на костре вместе с гроссмейстером тамплиеров Жаком де Моле в 1314 г.

Что касается предполагаемой судьбы плащаницы до 1204 г. имеется свидетельство архиепископа Гильома Тирского (1130-85), сопровождающего Иерусалимского короля Амальрика I в Константинополь в 1171 году: он сообщает в сочинении Historia rerum in partibus transmarinis gestarum (История событий, произошедших в заморских территориях), что плащаница (sindon) Христа хранилась до дворце византийского императора вместе с другими реликвиями Страстей Христовых (Historia …

XX, 25).

ПРОБЛЕМА АУТЕНТИЧНОСТИ

Почитание Туринской плащаницы (как и других древних реликвий) основывается на благочестивом предании, но, в отличие от многих других реликвий, плащаница была подвергнута ряду научных исследований. Когда итальянский фотограф С.Пиа впервые сфотографировал плащаницу в 1898 году и проявил фотопластинку, он обнаружил, что изображение на ней было не негативным, как ожидалось, а позитивным. Таким образом, исходные изображения человеческого тела на плащанице являются негативными.

На протяжении столетий очевидцы невооруженным глазом могли лицезреть на плащанице изображения человека, все тело которого носило следы жестокого избиения, кожа головы проткнута во многих местах, руки и ноги пронзены насквозь, бок прободен, глаза закрыты. Предание утверждало, что это отпечаток израненного тела Христа. Некоторые скептики, впрочем, считали, что изображения нарисованы на ткани. Однако открытие С.Пиа, свидетельствующее, что изображение является негативным, казалось, опровергало это мнение, так как трудно было представить, что художник мог нарисовать негативное изображение до изобретения фотографии.

В Париже ученый-анатом П. Виньон с помощью коллег из Сорбонны изучил фотографии, сделанные С. Пиа. 21.04.1902 года профессор анатомии академик И. Делаж от имени коллег сообщил на заседании Французской академии наук о выводах, сделанных относительно туринской плащаницы:

1. изображение на ней не может быть нарисованным, так как не обнаружено на ней ни мазков кисти, ни красящих веществ; напротив, изображение было образовано посредством пятен, полностью абсорбированных тканью; никакой средневековый мастер не мог нарисовать негативное изображение или учесть анатомические детали, заметные на изображении;

2. изображение есть отпечаток мертвого человеческого тела; имеются отпечатки подлинных ран; изображения на плащанице свидетельствуют об окоченении тела, наступающем после смерти (так называемый rigor mortis);

3. человек, изображенный на туринской плащанице – Иисус Христос: это утверждение основывается на полном совпадении сведений, полученных в результате анализа изображений, со сведениями, содержащимися в евангельских повествованиях о Страстях Христовых.

П. Виньон высказал гипотезу, что негативное изображение образовалось в результате химической реакции веществ, содержащихся в человеческом поте, с ароматическими веществами, которыми была пропитана ткань плащаницы. Однако эти выводы, изложенные в книге П. Виньона Le Linceul du Christ: Etude scientifique (Плащаница Христа: Научное исследование, 1902), не были восприняты научным сообществом как строгое доказательство аутентичности туринской плащаницы.

В 1931 году была вновь выставлена для почитания в кафедральном соборе Турина, и итальянский фотограф Дж. Энри сделал новую серию фотографий. Главный хирург больницы Св. Иосифа в Париже П. Барбе провел новые исследования изображений на плащанице и опубликовал результаты своих исследований в книге Le cinq plaies du Christ: Etude anatomique et experimentale (Пять ран Христа: Анатомическое и экспериментальное исследование, 1935). В 1978 году состоялось еще одно выставление туринской плащаницы, по окончании которого группе из 30 ученых была предоставлена возможность исследовать ее более детально. Эта группа, называвшаяся Shroud of Turin Research Projekt, STURP («Исследовательский проект по изучению Туринской плащаницы»), получила ряд результатов, косвенно свидетельствующих о подлинности плащаницы, хотя ученым и не удалось прийти к единому мнению относительно природы изображения (одна из предложенных гипотез заключалась в том, что изображение было получено за счет «ожога» ткани). Так, учеными STURP были обнаружены в ткани туринской плащаницы следы альбумина – основного белка плазмы крови, а также гемоглобина. Участники проекта также не нашли никаких свидетельств, указывавших на искусственное происхождение изображения. Вопрос о датировке монет, прикрывающих глаза на изображении, остается дискуссионным. На плащанице была также обнаружена пыльца различных растений, в том числе тех, которые встречаются только на Ближнем Востоке (Capparis Aegyptia, Gundelia Tournefortii и Zygophyllum dumosum). В 1988 году был произведен радиоуглеродный анализ образцов туринской плащаницы, давший датировку от 1260 до 1390. Эти данные, однако, можно легко объяснить неточностью радиоуглеродного метода, нередко дающего эффект «омоложения», если изучаемый объект контактировал с воздухом. В 2008 году ученые сделали новый цифровой снимок плащаницы разрешением в 12,8 млрд. пикселей. На сегодняшний день тайна туринской плащаницы остается нераскрытой. Католическая Церковь не вынесла окончательного суждения о подлинности туринской плащаницы.




КРЕСТНЫЙ ПУТЬ С ПЛАЩАНИЦЕЙ


1 стояние АГОНИЯ В ГЕФСИМАНСКОМ САДУ

«И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк 22, 39-42.44)


Оливковая роща – место последнего приуготовления Иисуса к страданиям и, собственно, начало Страстей. Место самого личного диалога с Отцом; место слабости апостолов и предательства.

Какие свидетельства это страдание оставило на облике Иисуса; что видно в связи с этим на Плащанице? Есть ли на ней следы того, что Лука, называет «пот, как капли крови»?

Феномен «превращения» пота в кровь называется в медицине «гематогидроз». Явление очень редкое; по словам врачей, из-за сильного психофизического потрясения подкожные капилляры резко расширяются и лопаются, так кровь попадает в потовые железы. Поэтому вместе с потом железы по всему телу выделяют кровь, начинается обширное кровотечение. Попав на кожу, кровь свертывается, образуя сгустки, падающие на землю с потом.

Иисус знает, что ему уготована страшная участь. Знает, что будет взят под стражу теми, кто уже давно сговаривается погубить Его. Физическое уничтожение по приговору в те времена в тех краях означало только одно: распятие.

Плащаница говорит лишь о том, что совершилось. Человек, который был обернут в нее, чей лик, оставил на ткани свой отпечаток, после первого вздоха: «Пронеси чашу сию мимо Меня», сразу же исправляется: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». Первую молитву нередко повторяем и мы, не нужно этого стыдиться; да поможет нам Господь молиться и второй молитвой, желая хоть в чем-то подражать Его самоотдаче Отцу.

Молитва

Песнопение


2-е стояние ОСМЕЯНИЕ И БИЧЕВАНИЕ

«И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам» (Мк 14,65)

«Тогда Пилат взял Иисуса и [велел] бить Его» (Ин 19,1)


Плевки, пощечины, побои. Самая настоящая пытка с четкой целью: унизить тело и дух приговоренного еще до распятия. Бичевание это кульминация. В римскую эпоху была распространена практика бичевать приговоренного перед казнью.

Если мы посмотрим на спину и ноги правой половины образа, от плеч до бедер, то заметим множество мелких штришков – это следы бичевания. В римскую эпоху для бичевания использовались палки с привязанными веревками или кожаными лентами, на конце которых были закреплены мелкие свинцовые грузила. В результате, от ударов – в отличие от еврейских законов, римские их количество не ограничивали, все зависело от желания палача – оставались множественные ранения.

Неясно, бичевали ли Иисуса, чтобы подготовить к казни, или Пилат согласился подвергнуть Его пытке для того, чтобы обвинители успокоились и перестали требовать смерти. Прекраснейший из сынов человеческих позволил изуродовать себя, все тело – от головы до пяток – превратилось в кровоточащую плоть. Теперь над ним можно смеяться и издеваться, у Него больше нет сил защищаться.

Трагедия была усугублена помилованием Вараввы. К смерти приговорен Тот, Кто доказал, что может даровать жизнь, а жизнь того, кто сеял смерть – помилован.


3-е стояние УВЕНЧАНИЕ ТЕРНИЕМ

Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие (Мф 27,27-31)


Теперь обратим внимание на главу Иисуса. И если о следах агонии в Гефсиманском саду на Плащанице можно спорить, то последствия новой пытки совершенно очевидны – окровавленное лицо и затылок отпечатались лучше всего на обеих сторонах полотна.

Легко заметить, насколько деформированы черты лица. Правая щека и скула распухли из-за гематомы после сильной контузии. Над бровными дугами заметны две рваные раны. Нос искривлен из-за перелома носовой перегородки. Усы и борода спутались из-за крови и пота настолько, что отвердевшая борода разделилась на две части.

На лбу и затылке множество колотых ран небольшого диаметра. Очевидно, что на голову Человека с Плащаницы, надели что-то вроде шлема, сплетенного из колючих веток – и это совпадает с евангельским описанием – поскольку даже на макушке видны кровоподтеки.

Лицо и голова – самые важные для достоинства личности части тела. Как часто мы оскорбляем Господа головой, подаренной нам для того, чтобы управлять своей жизнью, искать, принимать решения! Символ нашей самостоятельности нередко оказывается полем противостояния Богу, пространством зарождения гордыни и чувства собственного превосходства.


4-е стояние: РАСПЯТИЕ

И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. Был час третий, и распяли Его. (Мк 15,22-25)

Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. (Лк 23,34а)


В римскую эпоху существовал четко отработанный ритуал распятия. Крест был не единым, как мы привыкли видеть на традиционных иконах, а состоял из двух частей: вертикальный столб обычно заранее вкапывали на месте казни, а горизонтальную часть приговоренному нередко приходилось нести самому. Чтобы перекладина не падала, ее привязывали к распростертым рукам осужденного. Поэтому, при падении, он, не имея возможности защититься руками, ударялся лицом и грудью. На Плащанице можно увидеть, что перекладина стерла плечи человека, который был в нее обвит: над ранами от бичевания видны два широких кровоподтека.

На месте казни руки приговоренного веревками либо гвоздями закрепляли к поперечной перекладине, после чего, вздевали тело, а в конце прибивали к столбу ступни. Крест выглядел, как гигантская буква «Т». На левом запястье видна овальная рана от извлеченного гвоздя. Нет никаких сомнений, что человек, обвитый в Плащаницу, был распят именно с использованием гвоздей.

Иисус пригвожден к кресту. Творение лишило творца свободы. Но Иисус не сопротивляется своей участи.

Конечно, воспевать Крест Христов – «Славься Крест, единственная надежда» - нелегко. Эту песнь люди начали петь после того, как Иисус восстал из мертвых, Сам он этого не пел. Можно размышлять о том, с какими чувствами Иисус подчинился воле Отца, но нельзя нам забывать и о том, чем же на самом деле был крест для Иисуса, для Его тела и Духа. И в этом нам помогает Плащаница.


5-е стояние: СМЕРТЬ

Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. (Лк 23,46)


Распятие завершалось смертью приговоренного за несколько часов или через несколько дней, в зависимости от способа казни. Чаще всего приговоренные умирали от удушья.

Нет никаких сомнений в том, что на Плащанице мы видим отпечаток мертвого тела: помимо статичности изображения на это указывает большой кровоподтек на правой стороне груди из овальной раны на кожи, нанесенной острым предметом, очень вероятно, что при ударе было пробито сердце.

Очень интересна связь между словами Иоанна о том, что из ребра Иисуса истекли «кровь и вода» и присутствием на груди Человека с Плащаницы, как крови, так и кровяной сыворотки: очевидно, что вода, виденная Иоанном (безусловно, он не владел знаниями современной медицины) – ни что иное, как сыворотка, отделяющаяся от кровяных тел в мертвом теле.

Задумаемся над этим событием: нет ничего естественнее смерти, и нет ничего противоестественнее такой смерти. Смерть поразила Того, кто поистине господствует над жизнью. Она стала следствием с одной стороны, человеческой злобы, а с другой – абсурдного согласия Бога уничтожить Себя. Божественная природа отнюдь не ослабляла страдания человеческой природы Иисуса. Он умирал бессильный, преданный, искалеченный. И, тем не менее, над всем этим господствует, согласно евангелисту Луке, любовь! Иисус умирает, думая об Отце и о людях, вверенных Ему Отцом: а значит, и обо мне.

На Плащанице запечатлелась эта невыразимая тайна.


6-е стояние: ПОГРЕБЕНИЕ

[Иосиф из Аримафеи], купив плащаницу и сняв Его с креста, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. (Мк 17,46)


После смерти тела распятых ждала разная участь. Поскольку распятием казнили преступников, воров, дезертиров, рабов, мятежников, всех, у кого не было римского гражданства, то есть, людей из низших слоев общества, то, очевидно, что по большей части тела распятых оставляли на кресте на растерзание хищникам или сжигали вместе с крестом, в крайнем случае, хоронили в братских могилах. Очень редко, как Человека с Плащаницы, тела умерших снимали с креста и, обернув в погребальный саван, замуровывали в гробницах.

Однако в древности тела перед погребением тщательно омывали (особенно, если на них были следы крови), а затем помазывали ароматными благовониями. Очевидно, что тело Человека с Плащаницы не было омыто, иначе мы не видели бы пятна крови, точно воспроизводящие формы ранений и кровоподтеков. И хотя причина этого неизвестна, вновь удивляет совпадение изображения на Плащанице с евангельским повествованием о погребении Христа: из-за близости дня Пасхи Его обернули в Плащаницу, чтобы закончить процедуру погребения на следующий день после праздника.


Тайна всеобщего молчания: Бога, Иисуса, Его близких. Пример молчания для нас: в периоды тяжелого нездоровья, при насилии, при констатации совершенного дурного поступка, исправить который нам не под силу, при молчаливом поиске смысла жизни и пути к Богу… Пусть тишина Гроба Христова научит нас принимать неизбежные ситуации, даже вопреки нашим желаниям.


7-е стояние: ВОСКРЕСЕНИЕ

В первый же [день] недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел [во гроб]. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. (Ин 20,1-8)


После тщательного рассмотрения изображения на Плащанице можно сказать: да, это безмолвный свидетель жестоких пыток, страданий, распятия, смерти и погребения. Естественно, ничто не может нам непосредственно рассказать о том, что же произошло после положения во Гроб тела, обвитого Плащаницей. Однако можно сделать ряд интересных замечаний.

По сей день, несмотря на бесчисленные тщательные теоретические разработки и эксперименты не удалось получить столь же точный и детальный отпечаток мертвого тела, более того, некоторые характеристики остаются не воспроизводимыми.

Судебно-медицинские эксперты утверждают, что тело находилось в Плащанице не более двух с половиной дней, иначе вследствие процесса разложения – выхода жидкостей и газов – ткань оказалась бы сильно испачкана и точное изображение, сохраняющееся, тем не менее, столетиями, было бы повреждено.

Наконец, при компьютерной реконструкции трехмерного изображения лица удалось убрать следы ран и кровоподтеков и получить подлинный портрет человека Плащаницы. Черты лица человека, несмотря на страдания и жестокую смерть, остались спокойными, расслабленными, будто, он не умер, а просто… спит. Когда же он проснулся?


Любимый ученик, Святой Иоанн, сохранивший для нас воспоминание о пеленах, в которых больше не было тела, уверовал, но не говорит об отпечатках на ткани. Это объяснимо, ведь поверхности, касавшиеся тела, оказались внутри, их нельзя было увидеть, не развернув.

Зачем после воскресения Христова все еще нужна Плащаница? Она хранит память о трагическом моменте, теперь полностью преодоленном, помогает реконструировать лишь последовательность событий. Это утверждение не совсем верно. Распятие для Иисуса не осталось в прошлом. Он, во славе Отца, по-прежнему ходатайствует за нас как Распятый, Его страдания пред ликом Отца примиряют нас с Ним (ср. 1 Ин 2,1). Для учеников Спасителя не окончились ни Великая пятница, ни Великая суббота: мы призваны следовать по Его пути, исповедуя веру в справедливого Бога-Спасителя и надежду на второе пришествие Сына, первенца из мертвых.


Господи Иисусе, Ты оставил

нам знак своих страданий

на святой Плащанице,

в которую обернули

Твое Святое Тело,

снятое с креста.

Просим Тебя,

Твоими муками,

смертью и погребением

приведи нас к славе иоскресения.

Аминь.

tu bude menu napravo...