ru / en
ru / en

таинства церкви

«Таинства Церкви – плод искупительной Крестной жертвы Иисуса», — Катехизис Католической церкви.

Таинствами именуются установленные Иисусом Христом для блага и спасения людей действия, видимые знаки невидимой благодати Божией. Они помогают верующим осознать любовь Бога к людям. Участвуя в этих действиях, человек, согласно учению Церкви, получает благодатную помощь свыше.

О таинствах

Римско-Католическая Церковь, как и Православная, признаёт семь таинств. Согласно Катехизису Католической церкви различают таинства христианского посвящения: Крещение, Миропомазание (или Конфирмация) и Евхаристия; таинства исцеления: Покаяние, Елеосвящение (или Елеопомазание больных, Соборование); таинства на службе общения и миссии верных: Священство и Брак. Они касаются важных моментов христианской жизни. Все таинства устремлены к Евхаристии «как к своей сугубой цели» (Святой Фома Аквинский). Понимание смысла этих таинств в Католической Церкви сходно с православным. Есть лишь частные отличия в толковании отдельных их сторон. Различаются также исторически сложившиеся внешние формы осуществления таинств и некоторые церковно-правовые предписания, связанные с ними.

Согласно вероучению Церкви, таинства совершаются Богом, а осуществляются благодаря посредничеству земного служителя — епископа или священника.

История появления таинств

В Римско-католической церкви учение о семи Святых таинствах было определено соборно, как догмат, сначала на Втором Лионском соборе в 1274 году (XIV Вселенский), а потом на Флорентийском соборе в 1439 году (XVII Вселенский). Окончательное закрепление в качестве доктрины это учение получило уже в период Контрреформации, на Тридентском соборе (XIX Вселенский), который провозгласил: «Если кто-либо говорит, что таинства Нового Завета не установлены Господом нашим Иисусом Христом; или что их больше или меньше семи… или же что какое-либо из них по истине и строго говоря не есть таинство, да будет отлучен от сообщества верных».

Таким образом, церковь установила семь Святых таинств:

  • Крещение.
  • Миропомазание.
  • Евхаристия.
  • Покаяние.
  • Елеопомазание.
  • Священство.
  • Брак.

Таинства крещения, миропомазания и священства не могут совершаться повторно.

Католические служители (епископ, священник, диакон), как правило, уделяют таинства только католикам. Верующие католики, как правило, принимают таинства только от католических служителей.

Исключения: 

Для подлинной духовной пользы католики могут принимать таинства исповеди, Евхаристии и помазания больных, от некатолических служителей, в церкви которых эти таинства существуют действительным образом (напр., в православной), если физически или морально не могут обратиться к католическому служителю, избегая при этом опасности заблуждения или безразличия в отношении к своей Церкви.

Католические служители могут уделить таинства исповеди, Евхаристии и помазания больных верующим Восточных церквей, не находящимся в полном общении с католической Церковью (напр., православным) – если они сами об этом попросят и будут подобающим образом готовы к их принятию.

В опасности смерти католические служители те же таинства могут преподать и другим христианам, которые не имеют полного общения с католической Церковью (напр., протестантам), если они не смогут обратиться к служителю своей церкви, сами об этом попросят и проявят католическую веру в отношении этих таинств.

В случае необходимости (опасность смерти, невозможность обратиться к священнику и т.п.) крещение может совершить каждый человек, если есть у него надлежащее намерение совершить крещение, и он делает это правильным образом: погружением в воду или обливанием водой и при этом говорит слова: «…(Имя крещаемого), я крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Кратко о каждом из таинств

Крещение. Согласно вероучению Церкви, при крещении человек приобщается к освящающей благодати Божией, от которой весь человеческий род отпал в грехопадении, и очищается от первородного греха, а если крещение принимается в сознательном возрасте, то от всех своих прежних грехов. Крещение возрождает человека и вводит его в Церковь — в семью детей Божиих. Существуют отличия в проведении обряда крещения в Католической и Православной Церквях. В Римско-Католической церкви крещение совершается посредством троекратного возлияния воды на голову принимающего Крещение, а в православии практикуется троекратное погружение в воду (только в особых случаях оно заменяется возлиянием воды). Римско-Католическая Церковь, также как и Православная, рекомендует верующим крестить детей вскоре после рождения. Таким образом, Крещение происходит по вере родителей, на которых ложится ответственность за дальнейшее христианское воспитание детей. Поэтому в тех случаях, когда родители недостаточно готовы к этому, священник может отложить крещение, если жизни младенца ничто не угрожает. Взрослые, желающие принять крещение, должны подготовиться к таинству, т. е. пройти катехизацию. Сроки катехизации неодинаковы в разных поместных Церквях (в России — один год), а в некоторых случаях устанавливаются индивидуально. За время катехизации кандидату (именуемому катехуменом, или оглашаемым) надлежит изучить основы веры и убедиться в серьёзности своего намерения войти в Церковь. Существуют особый обряд вступления в число катехуменов Церкви, ритуал испытаний — скрутиний, когда кандидат перед священником и общиной подтверждает свою готовность стать христианином. Перед крещением он публично отрекается от сатаны и зла, и заявляет о своём намерении исповедовать христианскую веру. Обычно крещение совершает священник, но в случае необходимости это может сделать и любой верующий (например, мама при возникновении опасности для жизни ребенка).

Миропомазание, или Конфирмация. Слово «конфирмация» в переводе с латинского языка означает «утверждение», «укрепление», так как, согласно учению Церкви, через это таинство христианин укрепляется силой Святого Духа, обретая Его благодатные дары и тем самым ещё теснее соединяясь с Церковью. Обряд конфирмации — помазание святым миром (специальная ароматическая смесь) знаменует печать дара Святого Духа. В отличие от Православной и Греко-Католической Церкви, в которых миропомазание совершается сразу после крещения (включая младенцев), в Римско-Католической Церкви конфирмацию обычно откладывают до того возраста, когда вера принимается человеком вполне сознательно (в России — не раньше 15 лет). Конфирмация, как и Крещение, совершается только однажды и не может быть повторена.

Евхаристия. Таинство евхаристии (от греческого «благодарность»), или причащения, было установлено Иисусом Христом на Тайной Вечере и заповедано Им Церкви. Суть Евхаристии заключается в воспоминании крестной жертвы Иисуса, в приобщении верующих всей полноте Его Божества и Человечества через вкушение Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина. Евхаристия считается в Римско-Католической Церкви средоточием церковной жизни, постоянным источником освящения верующих. Евхаристическое богослужение — Святая Месса — совершается в Церкви постоянно (в большинстве приходов ежедневно). Тело Христово всегда присутствует на алтаре каждого храма в дарохранительнице. Большинство таинств стараются по возможности соединять с евхаристическим богослужением. Римско-Католическая церковь для Евхаристии использует пресный хлеб, а Православная – квасной (который выпекается из заквашенного теста). В Средние века это вызывало серьёзные споры, доходившие до взаимных обвинений в ереси, хотя древняя Церковь признавала оба вида хлеба. В Римско-Католической Церкви первое причастие — настоящий праздник для каждого ребёнка и всей его семьи. По традиции в приходах первое причастие детей происходит в определённый день года и в торжественной обстановке. Ребёнок принимает причастие, когда имеет некоторое представление об основах веры и понимает различие между обычным хлебом и Телом Христовым (как правило, с семи лет или даже позже). В Православной же Церкви детей начинают причащать с младенческого возраста, сразу после крещения. Существенным отличием евхаристических богослужений латинского обряда на протяжении многих веков являлось причащение мирян только Телом Христовым, т. е. хлебом. Телом и Кровью Христовыми (хлебом и вином) причащалось лишь духовенство. Подобный порядок сохраняется в значительной части приходов до сих пор, исключения большие церковные праздники. Этот обычай, утвердившийся в Римско-Католической Церкви в эпоху позднего Средневековья, в последнее время пересматривается. Постепенно возвращаются к древней практике причащения. Церковь, не считая возможным поспешно нарушать традиции, оставляет это на усмотрение настоятеля прихода. Считая Евхаристию центром духовной жизни христианина, Римско-Католическая Церковь побуждает верующих к частому (и даже ежедневному) причащению. Для участия в Евхаристии Церковь не предписывает каких-либо жёстких правил. Главное для участия в Евхаристии — нахождение в состоянии Благодати Божией, когда верующий получил прощение грехов после исповеди и чувствует, что не совершил смертных грехов после неё. Каждый верующий обязан совершать испытание совести, которое помогает определить готовность к участию в Евхаристии. 4-я Церковная заповедь обязывает верующего исповедоваться и причащаться, по крайней мере, раз в год, в Пасхальное время. В Средние века католики, подобно православным, соблюдали евхаристический пост — воздержание от пищи и питья перед причащением с полуночи. В середине XX столетия Римско-Католическая Церковь принимает во внимание изменившиеся ритм и условия жизни людей, и постепенно сводит евхаристический пост до одного часа перед причащением. Также в обычную жизнь прихожан вошла вечерняя Святая Месса, которая позволяет верующим участвовать в Евхаристии в будни после работы. Это особенно важно в те церковные праздники, которые приходятся на рабочие дни.

Покаяние. Согласно католическому учению, в таинстве покаяния верующий по милосердию Божию получает отпущение грехов, а также примиряется и воссоединяется с Церковью, от которой отдаляет христианина каждый совершённый им тяжкий грех. Властью, полученной от Самого Христа, священник отпускает грехи тому, кто искренне кается в них. Таким образом, верующий получает даруемое Богом прощение, избавляется от вечного наказания за тяжкие грехи и приобретает благодать для борьбы с искушениями. Для Римско-Католической Церкви исповедь — не автоматически действующее средство очищения от грехов. Иногда ошибочно полагают, что достаточно рассказать священнику о своём грехе, и Бог сразу же простит его. Но согласно вероучению церкви, Таинство покаяния действенно лишь, когда верующий искренне сожалеет о своих проступках и твёрдо намеревается впредь избегать всякого добровольного греха. Другим важным условием является так называемое удовлетворение за грехи Богу и ближнему. Это посильное возмещение ущерба, причинённого другим людям, а также исполнение наложенного священником условного наказания — епитимий (как правило, молитвы или дела милосердия). Грешник исповедуется перед Самим Богом, Тем Единственным, от Кого он может получить прощение; священник же — только свидетель исповеди. Важнейшей обязанностью римско-католического священника является сохранение тайны исповеди, нарушать которую нельзя ни при каких обстоятельствах. За нарушение священником тайны исповеди церковное право предписывает отлучение от Церкви. С таинством покаяния теснейшим образом связана практика предоставления индульгенций, учение о которых — специфическая особенность римско-католического богословия. Оно всегда вызывало много споров и кривотолков и потому нуждается в пояснении. Согласно вероучению церкви, отпущение грехов означает снятие вины за них, дающее раскаявшемуся возможность воссоединиться с Церковью и избежать вечного осуждения после смерти (если речь идёт о тяжких грехах). Однако само по себе отпущение грехов не снимает временной кары за них: наказание грешник может понести как при жизни, например, в виде болезней, лишений, других страданий, так и после смерти, т. е. в чистилище. В Средние века католическими богословами было сформулировано учение о том, что подобная кара может предотвращаться благодаря заслугам святых и Самого Христа. Считается, что Церковь накапливает и хранит эти заслуги, поэтому может снять и временное наказание. Именно это действие стало называться индульгенцией (от латинского «прощение»). Индульгенции предоставлялись на исповеди, причащении и если раскаявшийся, исполнял некоторые конкретные требования (молился, совершал паломничество, благотворительность и т. п.). Извращение учения об индульгенциях и злоупотребления, связанные с их предоставлением, вынудили Церковь пересмотреть существующую практику продажи индульгенций и в 1 547 г. папа Павел III категорически запретил продажу индульгенций как противоречащую нормам церковного права. В наше время практика предоставления индульгенций сильно отличается от средневековой. Индульгенции не раздаются отдельным людям и не предполагают тех или иных послушаний, а объявляются папой в особые дни, приуроченные к церковным праздникам. Эти послушания может получить каждый католик, выполнивший указанные условия (как правило, к исповеди и причащению добавляются определённые молитвы). Сегодня верующим предоставлено больше возможностей самим решать, какие добрые дела следует избрать, чтобы получить индульгенцию.

Елеосвящение. Через Елеосвящение (или Елеопомазание) Церковь препоручает Господу больных для облегчения их страданий, исцеления тела и спасения души. Елеосвящение совершается для того, чтобы больной получил благодать, которая по воле Божией либо способствует его выздоровлению, либо освящает его переход в иную жизнь. В процессе обряда совершается помазание больного освящённым елеем (оливковым маслом). Бытует ошибочное мнение, что Католическая Церковь разрешает принимать елеосвящение только один раз в жизни. Елеосвящение — таинство повторяющееся, хотя рекомендуется осуществлять его не более одного раза за время болезни (или одной стадии болезни).

Священство. В таинстве священства христианин, удостоенный рукоположения в диакона, священника или епископа, благодатью Божией возводится в соответствующую степень священства и поставляется для особого церковного служения. Совершать таинство священства может только епископ. Рукоположение в епископа обычно выполняют несколько епископов. Вопреки распространённому мнению, католики не рассматривают папство как особую благодать священства, ибо по благодати папа равен всем другим епископам Церкви.

Брак. Кодекс канонического права в Католической Церкви гласит: «Супружеский союз, посредством которого мужчина и женщина утверждают между собой сообщество всей жизни, предназначенный по своему естественному характеру для блага супругов, а также для рождения и воспитания детей, между крещёными возведён Христом Господом в достоинство таинства». Через таинство брака освящается супружеская жизнь и даруется благодать, способствующая подлинной любви между супругами, а также их плодотворному семейному служению. В Римско-Католической Церкви таинство брака отличается от всех других таинств тем, что его совершителями являются сами жених и невеста: перед лицом свидетелей будущие супруги заключают супружеское соглашение, принося брачные обеты. Священник (его в исключительных случаях может заменить диакон или даже мирянин) присутствует при заключении брака как главный свидетель и властью Церкви подтверждает и благословляет супружеский союз. Брак, действительный как таинство, согласно вероучению церкви, нерасторжим. Он прекращается только со смертью одного из супругов. Следуя заповеди Христа, «…что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19.6), Римско-Католическая Церковь не допускает возможности расторжения действительных браков. Вопреки широко бытующему мнению, даже папа не вправе расторгнуть действительный брак. Специальные церковные трибуналы рассматривают только прошения о признании брака недействительным. Нерасторжимость брака исключает повторное вступление в брак; вместе с тем допускается разлучение (сепарация) супругов в тех случаях, когда совместная жизнь становится невозможной. Однако Церковь призывает избегать этого.

Важно помнить, что освящение жизни христианина не ограничивается таинствами. Помимо них существуют многочисленные тайнодейственные обряды, или сакраменталии (от латинского «sacramentalis» — «священный»). К ним относятся освящение храмов, жилищ, различных предметов и т. п. Важнейшее место среди таких обрядов занимают христианское погребение и иные заупокойные ритуалы.


tu bude menu napravo...